Разрушали – веселились, подсчитали – прослезились или маленькие тайны ростовского вокзала

С весны идёт реконструкция Ростовского железнодорожного вокзала, и конца-края ей не видно. Из-за стройки у главных железнодорожных ворот Северного Кавказа летом многие транзитные поезда были пущены в обход через Первомайскую. Неприспособленность этой малой станции к обслуживанию большого количества пассажиров (особенно в ночное время), её удалённость от городского центра вызвали справедливые нарекания со стороны жителей и гостей Ростова…

С начала осени работы на вокзале ведутся крайне вяло – складывается впечатление, что строители и путейцы топчутся на месте. Не рискует ли Ростов получить очередной долгострой, чреватый многими неприятностями для пассажиров? Впрочем, что мы знаем об этой реконструкции? Каким в реальности выйдет обновлённый вокзальный комплекс?

Финансирование реконструкции столь крупного и важного объекта должно идти с участием МПС и областной администрации по принципу “50 на 50”. Была определена и общая сметная стоимость работ – около 900 миллионов рублей. Генподрядчиком выбрали фирму “Волго-Донтрансстрой”. По мнению начальника вокзала Ростов-Главный Василия Яковенко, основной – первоначальный – вариант проекта был с прицелом на XXI век: в нём предусматривалось возведение не только отдельного кассового зала, но и современных пешеходных переходов со множеством эскалаторов, лифтов. Планировалось увеличение общей площади помещений вокзала и его пропускной способности как минимум в два раза. И, что немаловажно, была намечена замена многих коммуникаций, модернизация багажно-хозяйственного блока, расширение сервис-центра. Главным новшеством стало бы возведение специальной пешеходной зоны с полупрозрачным навесом в сторону автовокзала. Соответственно, кардинально изменился бы вид привокзальной площади и схема движения автотранспорта. Также было намечено строительство крупного торгового центра и многоярусной автостоянки, возведение привокзальной суперкомфортабельной гостиницы-высотки с рестораном… на крыше.

Денег нет и не предвидится

Но, оказывается, многое из того, что было заложено в проекте, руководители железнодорожного ведомства исключили из перечня предстоящих стройработ. Как полагают в филиале пассажирской дирекции “Донэкспресс”, на полную реализацию плана требуется гораздо большая сумма – от 3,5 до 4 миллиардов рублей. Таких денег у МПС нет и не предвидится. Начавшаяся реконструкция уже “съела” около 150 миллионов, а ведь ещё не приступали к полному фронту строительных работ, возведению объектов на месте разрушенных. Из-за наметившихся финансовых проблем не будет трёхзвёздочной гостиницы и многоярусной автостоянки, уникального самодвижущегося перехода в сторону автовокзала, тротуара под прозрачным куполом и прочих чудес (о коих, помнится, взахлёб рассказывали во всех СМИ). Как твёрдо пообещали свыше коллективу железнодорожного вокзала, остаются в силе модернизация перрона и возведение конкорса (двухуровневого перехода), строительство административного и служебно-бытовых корпусов, кассового и багажного отделений. Под вопросом – возведение торгового центра, ход реконструкции всей привокзальной площади. В чём причины подобных метаморфоз?

Как уверяют железнодорожники и представители “Волго-Донтрансстроя”, областная администрация пока что не выделила средств на обновление вокзала. Дескать, областной центр своевременно не состыковался с МПС. После чего, как заявил главный инженер “Волго-Донтрансстроя” Александр Цибулевский, и поступило указание замминистра путей сообщения Миронова “исключить из перечня обязательных работ” возведение ряда объектов. Выходит, местные власти устранились от ранее обещанного долевого участия в этой стройке?

С такой постановкой вопроса не согласны в областной администрации: как заверили в министерстве строительства, “ни одна из ветвей местной исполнительной власти не отказывалась участвовать в реконструкции железнодорожного вокзала”. Большинство ранее запланированных объектов (хозблок, торговый центр, новая автотранспортная развязка) должны возвести – правда, не в том, полном варианте, как первоначально планировалось.

– Активную заинтересованность в реконструкции вокзала – как созаказчик – проявляет муниципалитет Ростова; область выступает инвестором. 13 октября на совещании у нашего министра (Ю.Г. Андриади. – Прим. ред.) был положительно решён вопрос об изыскании средств для реконструкции, определены задания Ростовавтодору и другим организациям, – пояснила главный специалист отдела строительной политики министерства Мария Давыдова. – Почему не раньше? Не было представлено нам чёткого плана работ, даже не подготовили вовремя проектно-сметную документацию. Лишь к октябрю на железной дороге определились с перечнем второй очереди строймероприятий – всего того, за что отвечает местная власть.

Ломать – не строить

А по мнению Александра Цибулевского, столь крупная и сложная стройка не должна вестись так, как она идёт с самого начала.

– Сначала главному заказчику (Железной дороге) нужно было утрясти все детали проекта с учётом реальных финансовых возможностей, совместными усилиями полностью доработать проектно-сметную документацию, чтобы она прошла экспертизу, – считает Александр Васильевич, – а уже потом приступать к модернизации платформ и слому зданий вокзального комплекса, забивать сваи (в эти дни закладывается фундамент кассового отделения).

Итак, многое буквально на ходу пришлось упрощать и корректировать – и это спустя полгода с начала стройки! Подобные “накладочки” грозят обернуться проблемами в будущем, что очень беспокоит главного инженера:

– Взять, к примеру, навесы над посадочными платформами: принято решение, что они на Ростовском вокзале будут низкие. Но это уже вчерашний день, да и весь перрон в таком случае будет выглядеть нелепо. Давно отказались от них во всей Европе и крупных российских городах, прежде всего для удобства и безопасности пассажиров. Функционально лучше высокие – как в Москве…

Это касается и высоты платформ: они тоже будут низкие (как и были на старом перроне), хотя станут заметно шире. Получается, начальники-железнодорожники решили сэкономить на малом, а о перспективе не подумали?..

Кто автор

А сколько ещё таких теневых сторон этой стройки! Главная идея реконструкции Ростовского вокзала принадлежит теперь уже экс-заместителю министра путей сообщения, бывшему начальнику СКЖД Владимиру Ильину. Средства на такие масштабные стройки в регионе выделялись “под Ильина”. После ухода В. Ильина на пенсию интерес к реконструкции Ростовского вокзала в МПС заметно угас, смета основных строительных работ там сейчас пересматривается… в сторону снижения. Учитывая, что финансовая ситуация к середине осени на СКЖД не улучшилась, обещания строителей закончить её к концу следующего года выглядят сущей фантастикой.

Увы, нашему вокзалу не повезло – не то что его собратьям в Сочи и Краснодаре. На тамошних вокзалах ремонтно-строительные работы шли поэтапно. На Ростове-Главном решили всё убрать одним махом – ломать не строить, на это ума много не требуется!

Кстати, о деньгах: все разговоры по поводу острой нехватки у МПС средств на эту реконструкцию вызывают по крайней мере недоумение.

Зачем, например, надо было закрывать багажное отделение Ростовского вокзала в самом начале стройки? Из-за этого железная дорога, может, и недополучила те самые недостающие миллионы от предпринимателей, которых буквально вынудили отправлять мелкооптовые партии грузов автотранспортом.

11.09.2014

Добавить страницу в мои закладки:

Смотрите также:

Поддерживаете ли Вы запрет на курение в общественных местах?

  • Да (62%, 391 голос)
  • Нет (25%, 160 голос)
  • Да, но с оговорками (11%, 71 голос)
  • Мне всё равно (2%, 10 голос)

Проголосовало: 632

Загрузка ... Загрузка ...

Полезные статьи