НЭВЗ: одной ногой стоит в могиле, другой — на олимпе фондового рынка

Быть или не быть отечественному электровозостроению, решит Министерство путей сообщения.

Несмотря на тяжелейшее финансово-экономическое положение АО "Новочеркасский электровозостроительный завод" (НЭВЗ), в сентябре вокруг акций НЭВЗа начался настоящий ажиотаж. Интерес к бумагам АО подогревают главным образом московские брокеры и инвесторы. Однако имя настоящего повелителя курсовой стоимости акций НЭВЗа - российское Министерство путей сообщения (МПС).

Справка N. Уставный капитал АО НЭВЗ составляет 89 млрд рублей. Номинал каждой из 89 млн штук обыкновенных акций - 1000 рублей. Наиболее крупными акционерами НЭВЗа являются местная компания "Интерпак" - 23% акций, "Росэлектротранс" - 15% акций. Ростпромстройбанк и его родственная структура "Ростовская трастовая компания" на паритетных началах владеют пакетом в размере около 12-13%. У трудового коллектива завода сейчас на руках находится чуть более 40% акций. Валюта баланса НЭВЗа на 1.07.97 - 963 млрд рублей. Остаточная стоимость его основных фондов на 1 июля 1997 года - 630 млрд рублей. На заводе работают около 4,5 тысяч человек.
Фондовая интрига октября. Мосэксимбанк разбудил спекулянтов

Первым активную скупку акций НЭВЗа у работников предприятия в мае этого года начал Мосэксимбанк. Московский банк распространил свое влияние на пакет "Интерпака" и "Росэлектротранса", получив тем самым контроль над 38% НЭВЗа, и с мая постепенно начал еще больше увеличивать свою долю в Новочеркасском электровозостроительном заводе, скупая бумаги АО у его работников. Стартовая цена бумаг завода составила 70 рублей за одну тысячерублевую акцию. Месяца три москвичи спокойно покупали акции НЭВЗа по этой цене и, по-видимому, на несколько процентов увеличили свое присутствие на заводе: в Новочеркасске из желающих продать свою долю НЭВЗа выстраиваются очереди. На заводе еще не выплатили зарплату за февраль, поэтому продажа небольшого пакета акций НЭВЗа работниками предприятия служит экстренной подпиткой их оскудевшего семейного бюджета. После переоценки у каждого работника АО на руках осталось примерно 2270 акций Новочеркасского электровозостроительного завода. За этот пакет сейчас можно выручить примерно 272-450 тысяч рублей. Кроме того, вероятность банкротства НЭВЗа подстегивает рядовых акционеров побыстрее расстаться со своей долей собственности завода.

Ажиотаж вокруг акций НЭВЗа начался в сентябре. Цена за одну акцию сначала подросла до 120 рублей, потом до 150-170 рублей. На минувшей неделе кое-кто уже пытался скупать бумаги АО по 200 рублей, хотя средняя цена скупки сейчас колеблется в пределах 130-150 рублей. Таким образом, рыночная стоимость предприятия только в сентябре выросла на 11,5 млрд рублей. Неизвестно, то ли ростовские фондовики заинтересовали москвичей бумагами НЭВЗа, то ли сами столичные брокеры разглядели в донских степях перспективные и очень недооцененные акции НЭВЗа, но N располагает достоверной информацией о том, что крупные пакеты акций Новочеркасского электровозостоительного завода хотят купить помимо Мосэксимбанка далеко не самые последние московские компании: "Тройка диалог", "Кредит свиз" и др. Ходят слухи, что столичные заказы на скупку акций НЭВЗа получили ростовские компании РОИК и "Большой проспект". Правда, в "Большом проспекте" эти слухи N не подтвердили.
На фоне "лежачего" НЭВЗа ажиотаж вокруг его акций смотрится пиром во время чумы

В лучшие времена НЭВЗ выпускал до 400 электровозов в год. Однако эти цифры теперь, наверное, уже перестали сниться даже самым отъявленным оптимистам. Потому что, например, в 1996 году Новочеркасский электровозостроительный завод собрал только 8 локомотивов. Чрезвычайно низкий платежеспособный спрос на продукцию НЭВЗа стал, пожалуй, главной причиной того, что сегодня у завода размер чистой, без учета штрафов и пени, кредиторской задолженности составляет 142,5 млрд рублей (данные на 1 июля 1997 года; с учетом пени и штрафов кредиторская задолженность составляет, по некоторым данным, около 300 млрд рублей) при дебиторской всего лишь в 12,9 млрд рублей. Убытки предприятия только в прошлом году составили 85,4 млрд рублей, в первом полугодии они достигли уже величины в 116,6 млрд рублей.

Для того чтобы НЭВЗ работал с нулевой рентабельностью, заводу необходимо, по некоторым оценкам, ежегодно выполнять работы на сумму около 400 млрд рублей. Учитывая, что сегодня средняя цена новочеркасского электровоза составляет около
4,5 млрд рублей, НЭВЗ, чтобы выжить, должен в год собирать как минимум 80 локомотивов и еще иметь на несколько десятков миллиардов рублей заказов на ремонт электровозов и поставку запчастей к ним. В подобную загрузку предприятия сейчас верится с трудом. В 1997 году едва ли не главный потенциальный покупатель продукции НЭВЗа - российское Министерство путей сообщения - заказал заводу, по данным на начало сентября, лишь три локомотива. При этом надо принимать во внимание и тот факт, что при оплате своей продукции Новочеркасский электровозостроительный завод в нынешних условиях получает не более 20% живых денег. Остальное - бартер, взаимозачеты, векселя.

НЭВЗ в долгах как в шелках. В конце сентября стало известно, что Ростовское теруправление по банкротству инициировало процедуру введения на Новочеркасском электровозостроительном заводе внешнего управления.
Зачем скупать акции идущего ко дну предприятия?

Как всегда, на этот счет существует несколько версий.

Первая, если вспомнить нынешние финансовые показатели НЭВЗа, звучит почти парадоксально: у предприятия есть неплохие перспективы выйти из кризиса и нормально работать.

История с платежеспособным спросом на локомотивы НЭВЗа в каком-то смысле напоминает ситуацию с платежеспособным спросом на комбайны "Ростсельмаша". В определенный период у "Ростсельмаша" почти перестали покупать комбайны. Страшный дефицит денег у аграриев заставил их на какое-то время забыть об обновлении своего парка уборочной техники. Но бесконечно это продолжаться не могло: хлеб все-таки убирать надо. И вот, исчерпав почти до дна ресурсы использования старой техники, на "Ростсельмаш" постепенно потянулись заказчики. Худо-бедно РСМ в этом году набрал оплаченных заказов на 4,5 тысячи комбайнов. Возможно, у "Ростсельмаша" качество сельхозтехники несколько хуже, чем у зарубежных производителей, однако сельмашевские комбайны дешевле. В России "Ростсельмаш" в своем секторе рынка по-прежнему доминирует. Трудно делать прогнозы в отношении РСМ, но, похоже, завод уже прошел самую низкую точку платежеспособного спроса на свою продукцию. Теперь кривая, по идее, постепенно начнет ползти вверх. По крайней мере, есть первые признаки этого.

НЭВЗ же сейчас, по-видимому, находится как раз в низшей точке платежеспособного спроса на электровозы. Однако бесконечно железная дорога без радикального обновления своего подвижного состава обходиться не сможет. Сейчас руководители некоторых региональных подразделений Министерства путей сообщения заявляют о том, что их парк локомотивов изношен на 80%. Вряд ли кто-то допускает мысль, что в России движение по железным дорогам в один жуткий для страны день может замереть. Наоборот, правительство, президент - все говорят о первых признаках выхода отечественной экономики из кризиса. Выход же из кризиса предполагает и оживление железнодорожных перевозок. Поэтому, очевидно, в ближайшее время МПС будет покупать новые локомотивы. Новочеркасский же электровозостроительный завод единственный в России выпускает электровозы переменного тока. Почти все современные железнодорожные ветки страны работают на более экономичном переменном токе. Поэтому, если московские чиновники не собираются кормить зарубежных производителей электровозов, в обозримом будущем (год-два) НЭВЗ все-таки должен получить крупные заказы от МПС. Правда, при условии, что к этому моменту Новочеркасск не потеряет свое уникальное производство - в принципе, к тому времени завод могут обанкротить.

Говорят, что сейчас Мосэксимбанк лоббирует в Москве для НЭВЗа заказы МПС. И вроде бы, пытаясь сколотить контрольный пакет завода, московский банк держит в уме реальную возможность получить для НЭВЗа заказы примерно на 600-650 млрд рублей. Именно Министерство путей сообщения - главная сила, которая влияет на курсовую стоимость акций НЭВЗа. По сути, сейчас судьба завода всецело в руках МПС. Конечно, железнодорожники еще относительно долго смогут прожить без крупномасштабных закупок новых локомотивов: в депо простаивает достаточно много старых электровозов, что, безусловно, продлевает век подвижного состава железной дороги. Однако если МПС и может подождать год-два, то НЭВЗ вряд ли: не исключено, что через два года аналоги новочеркасских электровозов можно будет купить только за рубежом.

Оценивая экономические перспективы предприятия, не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что в свое время Новочеркасский электровозный завод поставил в Китай, Финляндию, Польшу и др. страны более сотни электровозов. А это потенциальные заказы на ремонт, поставку запчастей.

У НЭВЗа есть и новые перспективные проекты. В частности, разработан проект локомотива на магнитной подушке для внутригородских перевозок. Возвести эстакады для городского электротранспорта дешевле, чем строить метро. Кроме того, далеко не во всех городах строительство метро возможно и целесообразно технически.

Вообще-то, "лежачий" сегодня НЭВЗ не такое уж и неподъемное предприятие, как может показаться на первый взгляд. N нисколько не удивится, если лет эдак через пять НЭВЗ окажется главным локомотивом промышленности Новочеркасска: при ежегодном обороте в 600 млрд руб. завод сможет давать бюджетам различных уровней около 150 млрд руб.

Вторая версия ажиотажного интереса к акциям НЭВЗа не столь радужная и оптимистичная для Новочеркасска и области в целом, как первая. Некоторые эксперты допускают, что завод хотят скупить и развалить западные конкуренты НЭВЗа. На этот счет есть даже такая легенда. Руководство Новочеркасского электровозного завода многократно обходило кабинеты высоких московских чиновников в поиске рычага, способного направить на завод поток заказов МПС. И вот якобы в одном столичном кабинете поднадоевшим радетелям за подъем отечественной экономики чиновник высокого ранга неофициально заявил, что его цель не сдвинуть с мели большегрузный корабль НЭВЗ, а превратить его в маленький сторожевой катерок, который всегда держится родного берега и никогда далеко не заплывает. Видимо, чиновник хотел этим образом подчеркнуть, что он постарается сделать так, чтобы Новочеркасский завод стал по меньшей мере неопасным для западных конкурентов на внешнем рынке. Ведь НЭВЗ до сих пор имеет шансы со временем вернуть себе утраченные экспортные позиции. Примерно полтора года назад новочеркасцы участвовали в тендере на поставку электровозов в Китай. И неизвестно, чем бы закончился тендер, если бы китайцы не передумали покупать локомотивы и не начали строить собственный электровозный завод.

Противники этой гипотезы приводят один, но очень весомый контраргумент. Зачем было затевать скупку бумаг НЭВЗа именно сейчас, когда завод и так благополучно движется в сторону банкротства?

Третья версия, пожалуй, довольно банальна, но типична для нынешней российской действительности. Сегодняшняя рыночная цена НЭВЗа - 17,8 млрд рублей - настолько мала, что его крупные акционеры и без всякого экономического подъема предприятия смогут многократно компенсировать свои затраты на скупку бумаг АО, учитывая, что валюта баланса завода составляет более 900 млрд рублей.
Кто сойдется в решающей битве за НЭВЗ?

Большинство экспертов сходится во мнении, что Мосэксимбанк консолидирует нэвзовский пакет не в спекулятивных целях, а для управления заводом. Сейчас московский банк, по-видимому, уже контролирует более 40% НЭВЗа.

Другой крупный акционер, Ростпромстройбанк (вкупе с "Ростовской трастовой компанией" (РТК)), по информации N, вроде бы собирается продать свой 12-13-процентный пакет акций завода. Хотя на прошлой неделе некоторые наблюдатели, увидев, что РТК начала скупать бумаги НЭВЗа по 155 рублей, решили, что Ростпромстройбанк хочет увеличить свое присутствие на Новочеркасском электровозном заводе. Тем более что РПСБ является держателем счетов НЭВЗа и одним из его крупных кредиторов (нынешний размер кредиторской задолженности новочеркасцев перед РПСБ составляет, по сведениям N, около 20 млрд рублей). Однако все-таки, вероятнее всего, РПСБ расстанется с акциями НЭВЗа. При этом основным условием продажи пакета станет погашение покупателем проблемной 20-миллиардной задолженности НЭВЗа перед Ростпромстройбанком. N неизвестно, кто же в конечном итоге станет обладателем этих 12-13%, однако больше всего как о потенциальном покупателе говорят о Мосэксимбанке. С приобретением 12-13% завода московский банк будет контролировать уже более 50% НЭВЗа (правда, 15%, принадлежащие сейчас "Росэлектротрансу", со временем теоретически могут уйти из-под крыла Мосэксимбанка; каким образом - долгая история, и N ее опускает в связи с тем, что на современный расклад сил она не влияет).

Следовательно, в борьбе за НЭВЗ в ближайшее время, по-видимому, сойдутся Мосэксимбанк и Ростовское терагентство по банкротству. Вряд ли нынешнюю попытку ввести на заводе внешнее управление можно расценивать исключительно как желание провести санацию предприятия. Очевидно, что основные экономические проблемы НЭВЗа кроются вовсе не в менеджерских промахах. Замораживание же кредиторской задолженности на 18 месяцев, возможно, и скажется благотворно на делах предприятия, но экономических проблем завода не решит - лучше электровозы от этого покупать не станут.

Бытует мнение, что попытка ввести на заводе внешнее управление именно сейчас связана прежде всего с высокой вероятностью получения НЭВЗом крупного заказа от МПС. Естественно, крупный заказ означает появление на заводе больших денежных потоков. Чтобы эти потоки контролировать и частично направить на погашение долгов бюджету, и нужен арбитражный управляющий, который будет действовать прежде всего в интересах крупнейшего кредитора НЭВЗа - бюджета. Нельзя исключать и такого мотива возможного введения на НЭВЗе внешнего управления, как использование этого механизма для передела собственности. По крайней мере, российских примеров того, как институт внешнего управления использовался в качестве главного козыря в борьбе за собственность, уже предостаточно.

12.09.2014

Добавить страницу в мои закладки:

Смотрите также:

Поддерживаете ли Вы запрет на курение в общественных местах?

  • Да (62%, 391 голос)
  • Нет (25%, 160 голос)
  • Да, но с оговорками (11%, 71 голос)
  • Мне всё равно (2%, 10 голос)

Проголосовало: 632

Загрузка ... Загрузка ...

Полезные статьи