«Кока-кола»: жизнь после смерти, или на Дону будет две пивоварни

Приближается лето, а вместе с ним и ростовская жара, самое популярное спасение от которой – стаканчик прохладной газировки. За несколько лет горожане уже успели привыкнуть к тому, что утолить жажду быстро и недорого можно в киосках «Кока-кола» в форме больших красных банок. Но, как известно, в прошлом году завод «Кока-кола Ростов ботлерс» прекратил свою работу. Что же случилось с предприятием, на строительство которого было потрачено 40 миллионов долларов и с которым областные и городские власти связывали огромные надежды? И будут ли работать полюбившиеся нам «банки»?
В компании «Кока-кола Ростов ботлерс» нам сообщили, что все «банки» переданы на обслуживание «Волгоград Кока-кола ботлерс» и что этим летом они будут работать в прежнем режиме. Что же касается дальнейшей судьбы предприятия, то ростовчане не уполномочены делать никаких официальных заявлений. «Возможно, мы ещё и будем выпускать «кока-колу», нам пока это неизвестно», – прокомментировал свой отказ говорить более обстоятельно один из специалистов компании.

Между тем основную причину смерти ростовского завода по производству всемирно известного американского напитка отечественные экономисты видят в кризисе 1998 года. Дескать, продавец сырья – американская «Кока-кола» – категорически отказался хотя бы временно снизить отпускные цены, и подорожавшее из-за девальвации рубля сырьё сделало продукцию «Кока-кола Ростов ботлерс» неконкурентоспособной. Не просто на рынке газированных напитков, а конкретно в своём сегменте качественных прохладительных напитков. Извечный конкурент «Пепси», чтобы не потерять клиентуру, пошёл на некоторые издержки. В итоге привозная «пепси-кола» стоила гораздо дешевле местной «кока-колы».
Однако с этим мнением можно согласиться лишь отчасти, ведь расположенные по соседству заводы «Кока-колы» в Волгограде и Ставрополе не прекращали свою работу ни на минуту и после дефолта.

Зарубежные специалисты считают, что «катастрофический обвал рубля в августе 1998 года стал поворотным пунктом, хотя проблемы возникли ещё раньше». Амелия Джентлмен, автор статьи «Российское наступление «Кока-колы» выдыхается», опубликованной в британской газете «Гардиан», считает, что «за шесть лет, прошедших с тех пор, как эта компания с триумфом открыла свой первый российский завод, руководство поняло, что привлекательность этой марки (которую за «железным занавесом» воспринимали как чарующий символ западной свободы) заметно поубавилась». С этим выводом также трудно согласиться, имея перед глазами весьма успешный опыт «Пепси», которая тоже поначалу воспринималась нами в первую очередь как некий символ, а уж потом как продукт.
Скорее всего, истина где-то посередине. «Бутылка русского пива стоит столько же, сколько банка «кока-колы», – продолжает корреспондент «Гардиан», – и многие российские подростки (которые считаются основными покупателями напитков типа «колы») легко делают выбор: купив пиво, вы получаете дополнительное возбуждение от опьянения... Прошлым летом предприятие в Воронеже, получившее право на самостоятельное производство, полностью прекратило выпуск «кока-колы», заявив, что гораздо выгоднее варить пиво».
Теперь варить пиво собирается и ростовский завод «Кока-кола ботлерс». Проект по перепрофилированию производства обойдётся турецкой компании «Эфес Беверидж Групп» (ей принадлежит более 80% акций в «Кока-кола Ростов ботлерс») в 20 миллионов долларов. Строительство пивоварни должно начаться в ближайшее время и завершится, согласно прогнозам, весной 2003 года.

Напомним, что в Ростове уже есть один пивоваренный завод «Балтика-Дон», но он работает в другой, более доступной массовому потребителю ценовой нише. И потому, по мнению маркетологов, оба завода должны нормально ужиться на донской земле. Стоит ли говорить, что от успешного сосуществования этих пивоварен – крупных налогоплательщиков и создателей рабочих мест – во многом зависит процветание региона. Вот только на один вопрос нет ответа. Первоначальная ошибка акционеров «Кока-колы» привела к тому, что 40 миллионов долларов оказались «заморожены». Теперь, чтобы их «отбить» (не говоря уже о прибыли), необходимо потратить ещё 20 млн долларов на перепрофилирование в пивоварню. А есть ли гарантия, что уже успешно существующая «Балтика-Дон» смирится с конкурентом? Ответ более чем однозначный: не смирится никогда. Вопрос: не понадобятся ли тогда новые миллионы долларов, чтобы уже пивоварню переделать… например, в мыловарню?

10.09.2014

Добавить страницу в мои закладки:

Смотрите также:

Поддерживаете ли Вы запрет на курение в общественных местах?

  • Да (62%, 391 голос)
  • Нет (25%, 160 голос)
  • Да, но с оговорками (11%, 71 голос)
  • Мне всё равно (2%, 10 голос)

Проголосовало: 632

Загрузка ... Загрузка ...

Полезные статьи